Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Установка тюнинг распредвалов на 16-ти клапанник.

Самый распространенный метод тюнинга двигателя - установка нестандартных распредвалов. Вкупе с доработкой ГБЦ и установкой тюнинговой выпускной системы это позволяет легко получить с 1,6 литрового шеснаря порядка 130 л.с. 

Некоторые тюнинг валы встают в ГБЦ без дорабоок (с подъемом кулачков до 8,9 мм), а валы с большим подъемом цепляются вершинкми кулачков за края колодцев толкателей и не проворачиваются в ГБЦ. Для доработки головки под проворот валов ее лучше снять и после фрезеровки тщательно отмыть от стружки. А уж если ГБЦ снята можно и каналы доработать и привалочную плоскость фрезернуть.

Ставить будем пару валов УСА 9,12 277 град. в ГБЦ 21124.

Слева стандартный вал. У новых валов полная база и за тело ГБЦ цепляются почти все кулачки. Нормально проворачиваются только 3 кулачка. Опиливаем края колодцев толкателей.

Дорабатываем каналы ГБЦ. Проходим седла и каналы со стороны камер сгорания.

И со стороны коллекторов. Выпуска и впуска.

Фрезеруем привалочную плоскость, проводим химмойку и собираем ГБЦ.

После установки ГБЦ и сборки привода ГРМ выставляем перекрытия валов с помощью микрометрической стойки. 

В итоге автомобиль прибавил 20 км.ч. в максимальной скорости и скинул почти 2 сек. в разгоне до 100 км.ч. еще до настройки ЭБУ. После онлайн настройки эти показатели должны еще улучшиться.




Доработка ГБЦ ОКА.

На доработку поступила ГБЦ от 750 кубового двигателя ОКА. Хозяин поклонник автомашин этой марки, решил взбодрить свой автомобиль, оставшись пока со стандартным распредвалом. Рецепт известен - дорабатываем ГБЦ.

ГБЦ в хорошем состоянии.

Для начала разбираем головку, удаляем направляющие  и проходим каналы в ней и впускном коллекторе, для обеспечения мотору "легкого дыхания".


При расточке впускных каналов ГБЦ вскрылся маслоканал. На фото видна капля масла, проступившая в трещину стенки канала. Во втором канале таже картина. При доработке 8-клапанных ГБЦ маслоканал вскрывается довольно часто, надо ставить втулку.


Втулка из Д16Т занимает свое место в маслоканале.


Протачиваем впускной коллектор и совмещаем его каналы с каналами головки.


Сальник используем Виктор Рейнц, маслосъемные колпачки Кортеко. Направляющие используем от мотора БМВ, доработав их до размера ВАЗовских направляек и сточив на конус. Ресурс данных втулок практически равен ресурсу ГБЦ.


Клапана используем легкие.


Ну и в заключние организуем подвод масла под давлением в колодцы толкателей, дорабатываем камеры сгорания и фрезеруем привалочную плоскость ГБЦ.


После регулировки зазоров в приводе клапанов ГБЦ передана заказчику для самостоятельной установки на автомобиль.



Десятка с "сердцем" Гранты.

Один из бюджетных вариантов взбодрить 8-ми клапанный мотор ВАЗ-21114, особенно когда пришло время капитального ремонта, это переход с тяжелой шатунно-поршневой группы 2110 на ШПГ 21116 (Гранта) и доработка каналов ГБЦ.

Итак, приступаем.

Снимаем ГБЦ и извлекаем блок двигателя.

Хона в цилиндрах почти не осталось, на стенках задиры. Поршни болтаются.

На поршнях тоже задиры, маслосъемные кольца закокосованы.

Коленвал в прекрасном состоянии, что в общем характерно для вазовских моторов 1,6 л. Осевой люфт 0,15 мм.

Блок отправляем в расточку под новые поршни 21116 82,5 мм с глубокими цековками (безвтыковые).

И беремся за доработку ГБЦ. Программа доработки: каналы 32/30, седла разворачиваем на 1 мм, совмещаем коллекторы, ставим бронзовые направляющие втулки клапанов, завтуливаем маслоканал. 

Начинаем с совмещения каналов.

И затем проходим каналы по всей длине.

Маслоканал вскрывается с одной стороны. Устанавливаем втулку из Д16Т. На фото видна часть втулки, выступающая во впускной канал.

ГБЦ готова к запрессовке направляющих втулок. Привалочная плоскость отшлифована.

После завершения работ по ГБЦ начинаем собирать низ. ШПГ развешаны до грамма.

 

Вес новой ШПГ меньше на 40%, что уменьшает механические потери двигателя (прибавка по мощности порядка 8-9 л.с.), снижает уровень вибраций и шумов, улучшает отклик на нажатие педали газа. Кроме того, новая конфигурация мотора хорошо переносит высокие обороты (R/S - 1,76), что открывает простор для дальнейшего тюнинга.

В штатные приливы на постелях коренных вкладышей коленвала врезаем масляные форсунки охлаждения поршней.

Далее устанавливаем коленвал на новых вкладышах и упорных полукольцах (люфт 0,04).

По окончании сборки блок занимает свое место в моторном отсеке. Прокладка ГБЦ и сальники использованы Виктор Рейнц.

При сборке двигателя используется усиленный комплект ГРМ Гейтс серии XS.

Двигатель собран. Автомобиль на обкатке.

По окончании обкатки владелец авто планирует провести онлайн настройку ЭБУ. По ее результатам можно будет судить на какие показатели мощности выйдет данный мотор.

Продолжение. 9.02.2016 г. в ходе "гонки" произошло разрушение поршня во 2-ом цилиндре.


Владелец автомобиля решил не ремонтировать поврежденный двигатель, а заменить его в сборе. Теперь подкапотка выглядит так.


ВАЗ-2111 получил мотор 21124.


Ремонт и доработка ГБЦ 21083

В конце мая ко мне обратился хозяин карбюраторной ВАЗ-21099 с просьбой отремонтировать и расточить каналы ГБЦ 21083. Камеры сгорания данной головки наглядно показывают, что злейшим врагом двигателя является детонация.

Больше всего досталось 2-му цилиндру, края камеры сгорания оплавились. В 3-й цилинр просачивался тосол и его камера уцелела.

Привалочная поверхность отфрезерована. Каналы ГБЦ протачиваются в 32 на 30, завтуливается маслоканал, внутренний диаметр седел увеличивается на 1 мм. Совмещаются каналы ГБЦ и коллекторов, каналы впускного коллектора увеличены до 32 мм. Устанавливаются бронзовые направляющие втулки клапанов. Дорабатываются камеры сгорания.

Также на данной ГБЦ организован подвод масла под давлением к толкателям клапанов.



Ремень ГРМ: глаз да глаз, или .....?

Недавний случай. Притаскивают шевроле на "галстуке". В процессе движения в моторе что-то стукнуло и машина стала. Диагноз: обрыв ремня ГРМ. "Опелевский" мотор в результате встречи клапанов с поршнями погнул 4 впускных и 4 выпускных клапана. Итог - ремонт головки блока цилиндров.

ГБЦ демонтирована с автомобиля. После разборки головки, предстала следующая картина.

Тонкие 6-ти миллиметровые ножки клапанов согнулись, как трава от ветра. Направляющие втулки в хорошем состоянии, им повезло пережить втык. Клапана меняем все, а также маслосъемные колпачки, сальники и все прокладки.

Клапана притерты и засухарены.

После установки ГБЦ заменены ремень ГРМ, ролики, помпа. В итоге ремонт и детали (купленные хозяином авто с хорошей скидкий) обошлись в 15 тыс. рублей.

Всем хорош ременный привод ГРМ, но его применение накладывает необходимость строго соблюдать регламент замены ремня, роликов и помпы, не надеясь на наш авось. На данном автомобиле ремень прошел почти 90 тыс. км. вместо положенных по инструкции 60 тыс.

В заключение хочу отметить, что на отчественных автомашинах обрыв ремня ГРМ также не редкость. Иногда рвется заводской ремень с заявленным ресурсом в 200 тыс. км. на почти новой машине. Обрыв ремня ГРМ на Приоре, Гранте или Калине 1,4 л. приводит к еще более тяжким последствиям, в результате "втыка" не только гнет клапана но и нарушается геометрия тонких шатунов 11194 (что бывает незаметно на глаз). Если при ремонте такого двигателя ограничиться только ГБЦ, то у автомобиля просыпается масляный аппетит, который впоследствии не лечится заменой поршней и колец на новые. Все дело в нарушении соосности поршней и цилиндров из-за деформированных шатунов. 

Чтобы обезопасить себя от последствий обрыва ремня ГРМ раньше приходилось переходить на тяжелую 124 ШПГ (мотор 21126 превращался в 21124) меняя шатуны, поршни, кольца и вкладыши. В настоящее время, производители поршней освоили выпуск "безвтыковых" поршней для легкой ШПГ двигателей 21126, 21116 и 11194. Данные поршни имеют углубленные цековки под клапана и вытеснитель для компенсации возросшего объема больших цековок, чтобы сохранить стандартную степень сжатия. Теперь для переделки мотора в "безвтыковый" надо поменять только поршни.

Впускной ресивер

Доработка системы впуска автомобиля ВАЗ является одним из наиболее действенных средств, улучшающих характеристики двигателя. Обратим внимание на основной элемент системы впуска - ресивер.

Стандартный ресивер ВАЗ имеет ряд конструктивных недостатков, если мы будем рассматривать его в плане тюнинга и спорта.

Вот несколько из них:

  • каналы ресивера имеют недостаточную пропускную способность,
  • материал ресивера в основном пластмасса,
  • диаметр отверстия под стандартную дроссельную заслонку (46мм), что заведомо исключает установку дроссельной заслонки увеличенного диаметра.

Стандартный ресивер рассчитан на усредненные показатели во всем диапазоне работы двигателя, с акцентом на низа, а мы должны подобрать систему впуска под конкретный спортивный или тюнинговый мотор (низовой, верховой и тд).

В продаже есть множество различных впускных ресиверов от разных производителей. Они различаются способом изготовления (литье, сварка) ценой (4000-25000р) и техническими характеристиками. Каждый ресивер состоит из нескольких частей:

  • Так называемые «рога» - четыре трубки от впускной плиты до самого корпуса. Сейчас практически все ресиверы за исключением «Стольникова», делаются вместе с рогами, длина рогов должна быть одинакова, что бы скорость движения потока воздуха к каждому цилиндру была одинакова. Внутренний диаметр каналов должен быть не больше диаметра каналов ГБЦ, что бы не было ступеньки, мешающей прохождению воздуха. Длина рогов влияет на то, в каком диапазоне будет работать мотор, чем короче рога, тем на более высокий диапазон рассчитан ресивер.
  • Корпус ресивера или короб. У каждого производителя своя конфигурация короба: круглые, квадратные, овальные и тд. Форма корпуса обусловлена расчетами производителя по оптимальному, на его взгляд, движению потоков воздуха в корпусе ресивера.
  • Способ изготовления ресиверов: сварные или литые. Литые ресиверы позволяют придать корпусу более сложную форму, сварные - имеют более угловатую конструкцию.
  • «Дудки» или «мегафоны». Продолжение «рогов» внутри корпуса ресивера, предназначены для создания так называемой «обратной волны». Ресиверы практически всех производителей имеют «дудки».

Выбирать ресивер следует исходя из общей концепции постройки мотора, в совокупности с уровнем доработки ГБЦ, распредвалами, выпуском. Наиболее известные производители ресиверов: Нуждин, Брагин, Стольников, УСА, ФорМаш, ТоргМаш, Stinger sport. 

Практика постройки заряженых "городских" моторов выработала метод доработки штатного ресивера 2112 при котором сохраняются хорошие низы и середина, присущие ресиверам с длинными рогами и обеспечивается  улучшенная пропускная способность на верхах, за счет увеличения проходного сечения каналов.

Для данной доработки стандартный ресивер 2112 разрезается, после чего внутреннее сечение каналов увеличивается с 34 до 37 мм. Каналы прошлифовываются с необходимой шероховатостью. И ресивер сваривается аргоно-дуговой сваркой. Увеличивается отверстие под дроссельную заслонку.





Ресивер с подобной доработкой хорошо работает в диапазоне до 7 - 7,5 тыс. оборотов с тюнинговыми распредвалами с фазой до 300 градусов и пауком 4-2-1 на выпуске. Также, на личном опыте, могу его порекомендовать для двигателя 21128.


128-й ресивер дает весомую прибавку на верхах.



Распиленый ресивер 2112 на двигателе 1,8 л.  


Примерная смета капремонта двигателя.

К сожалению двигатели автомобилей не вечные. Со временем начинается "масложор", падает компрессия, появляются шумы и стуки, вследстие чего приходится проводить "капиталку". В начале января 2015 года я провел капремонт двигателя 21083. Компрессия по всем цилиндрам упала менее 8 и прослушивались стуки от изношенных поршней. Ремонт проводился "под ключ", заказчик оставил автомобиль у меня и через 8 дней приехал и забрал отремонтированную машину. В ходе ремонта я постарался записать все траты, чтобы можно было прикинуть полную стоимость типового капитального ремонта двигателя.

Цилиндры мотора изношены, хон не просматривается, поршни болтаются, поршневые кольца закоксованы. Весь мотор изнутри покрыт слоем смолянистых отложений, возможно от применения некачественного масла. Внутри сапуна вентиляции картера белая суспензия. На прокладке следы прорыва газов между цилиндрами.

ГБЦ тоже в плачевном состоянии.

Колодцы толкателей в хорошем состоянии, впускные клапана тоже. А вот направляющие втулки, малосъемные колпачки и выпускные клапана под замену. Направляйки ставим бронзовые, выпускные клапана АМП из жаропрочной стали, маслосъемные колпачки Кортеко.

 

Блок цилиндров раточен в 1-й ремонт под новые поршни 82,4 мм. Коленвалу тоже досталось, возможно из-за забитого тведой смолой маслоприемника двигатель имел масляное голодание, шейки вала пришлось шлифовать в 1-й ремонт и использовать вкладыши 0,25. В итоге маслоприемник я отмыть не смог и заменил его новым.

При сборке ШПГ использованы новые поршневые пальцы и кольца Мале с маслосъемным кольцом наборной конструкции.

Все сальники Виктор Рейнц. Коленвал и ШПГ собираются на монтажную пасту ЛквиМоли, которая предотвращает повреждение вкладышей при первом пуске и оставляет защитное антифрикционное покрытие на весь срок эксплуатации.

Также в ходе ремонта пришлось поменять ведомый диск сцепления, он был стерт до заклепок и демпферные пружиы болтались. Замены также потребовали ремни ГРМ и генератора, ролик-натяжитель и выжимной подшипник сцепления. Помпа недавно менялась и была в хорошем состоянии.

При сборке двигателя использована качественная прокладка ГБЦ Виктор Рейнц. Ремень ГРМ Гейтс 5521. Ролик-натяжитель Пиленга. Заменены прокладки колекторов и приемной трубы. При установке корпуса заднего сальника коленвала, маслонасоса и помпы использован высококачественный клей-герметик Виктор Рейнц без применения прокладок.

Итак затраты.

Приобретенные детали и расходники:

Прокладки поддона, ГБЦ, коллекторов, приемной трубы, кольцо маслоприемника - 485р.

Фиксатор резьбы, обезжириватель, бензин, карбклинер - 800р.

Сальники и маслосъемные колпачки - 600р.

Трубка вентиляции картера - 100р.

Напраляющие втулки клапанов (бронза) - 800р.

Шкив коленвала малый - 80р.

Ведомый диск сцепления ВИС - 730р.

Выжимной подшипник - 240р.

Упорное полукольцо коленвала (металокерамика) - 60р.

Ремень ГРМ - 220р.

Ролик-натяжитель - 190р. (к сожалению больше такой цены не будет)

Ремень генератора - 310р.

Комплект вкладышей 0,25 - 400р.

Поршни - 1360р.

Пальцы поршневые - 280р.

Кольца поршневые - 1295р.

Фильтра - 160р.

Клапана выпускные - 780р.

Масло - 485р.(на обкатку полусинтетика роснефть)

Тосол - 75р.

Паста для притирки клапанов - 200р.

Направляющие втулки ГБЦ-блок - 40р.

Шпонка коленвала и пружинная втулка - 40р.

Маслозаборник - 350р.

Итого - 10124р.

Работы:

Расточка блока с платохонингованием - 1580р.

Шлифовка коленвала с мойкой - 1750р.

Перепрессовка поршней - 400р.

Капремонт двигателя и ГБЦ - 12000р.

Итого - 15730р.

В итоге полная стоимость типового капремонта получается в районе 25854р.

На данном автомобиле также были проведены работы по доработке каналов ГБЦ и впускного колектора на сумму 5000 р. и заменена гофра рулевой рейки.

Автомобиль на обкатке.



Увеличение рабочего объема двигателя ВАЗ.

На разных сайтах по тюнингу двигателей имеется много статей, посвященных вопросу увеличения мощности. При этом, на первом месте среди способов достижения этой задачи стоит "увеличение рабочего объема двигателя".

Вазовский 16-ти клапанник не плох, с доработками ГБЦ, тюнинговыми распредвалами, выпуском и настройкой, он едет неплохо. Но хорошая отдача от мотора, а значит ускорение, достигается на высоких оборотах двигателя в диапазоне от 4000 до 8000 оборотов. Максимальный крутящий момент у мотора 21126 1,6 л. (Приора) составляет 145 Н.м. при 4000 об.мин. Такой же двигатель, но с рабочим объемом, увеличенным до 1,8 л., имеет крутящий момент более 160 Н.м. уже на 2000 об.мин., а при доработке ГБЦ максимальное значение крутящего момента переваливает за 200 Н.м. в районе 5000 об.мин. При этом внешне двигатели идентичны. Провести увеличение объема можно как на 16-ти так и на 8-ми клапанном двигателях ВАЗ. 

В линейке Автоваза существует двигатель 21128 объемом 1,8 л., собираемый мелкосерийно на ООО "СуперАвто". При его сборке используются комплектующие несоответствующего качества (поршни АВИТИ или Автрамат, поршневые кольца Приора), поэтому данный мотор имеет много нареканий по поводу повышенного расхода масла. При этом в коментариях многие пользователи пишут, что за то как данный мотор едет они готовы простить масложор.

Итак. Для сборки двигателя 1,8 на базе 1,6 необходимо преобрести следующие детали:

1. Коленвал с ходом 84 мм.

2. Шатуны 129 мм.

3. Поршневые пальцы 19Х59.

4. Кованые поршни СТИ 218.08 (в данном случае для 16-ти клапанного мотора).

5. Вкладыши шатунные под шейку 41,5 мм, вкладыши коренные стандарт.

6. Кольца стопорные поршневых пальцев 19 мм.

7. Кольца поршневые с маслосъемным кольцом наборной конструкции (Мале, НПР Европа).

8. Форсунки топливные для Волги (ЗМЗ Дека, Бош 107)

9. Форсунки масляного охлаждения поршней.

10. Сальники и прокладки.


Коленвал 84 мм (вверху) и 75,6 мм.


Шатуны 129 мм.


Пальцы поршневые 19Х59 мм.


Поршни кованые СТИ 218.08. Вместе с поршневыми кольцами с наборным маслосъемным кольцом сводят потребление масла мотором практически к нулю. Глубокие цековки под клапана обеспечивают "безвтык" при обрыве ремня ГРМ.


Шатунно-поршневая группа в сборе. Справа ШПГ Приора.


Для сборки мотора 1,8 л. неоходимо расточить цилиндры в 82,5 мм или 83 мм. Пи этом необходимо обеспечить зазор поршень-цилиндр 0,06 мм и провести платохонингование (микропрофиль RkK≤ 0,3 мкм, Rk=0,2.....0,8; Rvk=0,8.....0,2). И установить маслофорсунки охлаждения поршней (при расточке старые форсунки выбиваются и приходят в негодность). Производитель кованых поршей указывает о необходимости их масляного охлаждения.



В остальном двигатель собирается как обычно.



После сборки неспешно обкатываем. Потом меняем топливные форсунки и настраиваемся в онлайн. 

Примерные цены на комплектующие:

1. Коленвал 84 мм. - 7000 р.

2. Шатуны 129 мм. - 7700 р.

3. Палец поршневой 19Х59 - 2000 р.

4. Вкладыши шатунные 41,5 мм. - 800 р.

5. Поршни СТИ 218.08 - 7200 р.

6. Кольца стопорные 19 мм. - 300 р.

7. Кольца поршневые с наборным маслосъемным - 1600 - 3200 р.

Конфигурация мотора: 84-129-82,5-197,1

Рабочий объем - 1796,13 куб.см.

RS - 1,54

Степень сжатия - 10,25.

Получившийся мотор радует великолепным ускорением, экономичностью и не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Бюджет данной переделки составляет примено 28000 р. на все детали, 8000 р. работы "под ключ" и 3000 р. настройка ЭБУ онлайн. Итого 39000 р.

В следующем году Автоваз "грозится" удивить нас конвеерным двигаелем объемом 1,8 литра, с изменяемой длиной впускного тракта и фазовращателем на впускном распредвале.

В настоящее время появилась возможность относительно недорого и качественно увеличить рабочий объем двигателей ВАЗ с 1,4 до 1,5 (11194) и с 1,6 до 1,7 (21116, 21126). При незначительном износе поршней и цилиндров двигателя полный бюджет переделки составит 27000 р. 

Увелчение объема самого распространенного двигателя 21083 (2111, 2112) объемом 1,5 л. до 1,6 л. является самым бюджетным вариантом тюнинга. Для этого замене подлежат коленвал и поршни, при необходимости возможно придется заменить и шатуны (если в двигателе стояли шатуны под запрессовку пальца). В этом варианте затраты составят 20000 р. Недостаток данного способа - тяжелая ШПГ. Для тюнингового мотора лучше собрать "крутильный" низ 1,6 на 131 шатуне и гранто поршнях. Бюджет 24000 р.

Возможно увеличение объема ВАЗовской "полтлрашки" до 1,7 л. Для этого наряду с новым коленвалом и шатунами придется использовать кованые поршни. Прибавка 200 куб.см. обойдется в 36000 р. При этом получится объемный мотор с легкой шатунно-поршневой группой, который можно крутить в высокие обороты.

Можно на основе 1,5 л. собрать 1,8. Обойдется это примерно в 39000 р.

              *цены посчитаны с учетом цены новых деталей и кит-комплектов, использование б/у деталей может                           здорово сократить бюджет.

Увеличение рабочего объема на 100 куб.см. достаточно эффективно улучшает показатели мотора. Так, двигатель 21126 с распредвалами 9,8 мм 281 град. в стандартной ГБЦ и тюнинговым выпуском имеет мощность 137 л.с. и крутящий момент 189 Н.м. Проведя работы по увеличению рабочего объема данного мотора до 1,7 л. получаем мощность 156 л.с. и крутящий момент 205 Н.м.

Имеется возможность подготовить "заряженный" двигатель объемом 1,7 л. с хорошим R/S соотношением на длинном шатуне, что позволяет эффективно раскручивать мотор до 8800 об. (на гидротолкателях). При этом надо использовать кованые поршни СТИ, 128 ресивер, тюнинговые распредвалы, доработать ГБЦ, систему впуска и выпуска. Данная конфигурация мотора позволяет снять мощность 189 л.с. и 198 Н.м. крутящего момента. Автомобиль Приора с данным двигателем и КПП с самоблокирующимся дифференциалом, рядом 111 и ГП 3,9 разгоняется до 100 км.ч. за 7,5 сек.



Переход с 8 клапанов на 16.

На сегодняшний день мировая практика автомобилестроения и автоспорт доказали неоспоримые приемущества 16 клапанных ГБЦ перед 8 клапанными. Двигатели с этой головкой блока могут получить значительно большее наполнение цилиндров топливовоздушной смесью, что, само собой, ведет к увеличению мощности. Улучшается топливная экономичность, снижается уровень шума, наличие гидрокомпенсаторов в приводе клапанов избавляет от необходимости периодической регулировки зазоров в клапанном механизме (что особенно актуально при использовании газа в качестве топлива). Сравним два двигателя ВАЗ 2111 и 2112 с одинаковым объемом, но с разными головками блока. Двигатель ВАЗ 2111 объемом 1500 кубических сантиметров оснащенный 8ми клапанной ГБЦ выдает 77 лошадиных сил, а двигатель ВАЗ 2112 с таким же объемом, но оснащенный 16ти клапанной головкой блока выдает уже порядка 92 л.с.

Преимущества 16ти клапанного двигателя на этом не заканчиваются. За счет формы камеры сгорания 16ти клапанный двигатель имеет более высокую детонационную стойкость, этот параметр очень важен в наше время, т.к. топливо которое мы используем ежедневно оставляет желать лучшего. Еще одно немаловажное преимущество — это организация охлаждения двигателя. У 16ти клапанных двигателей система охлаждения работает гораздо лучше, а это — надежность самого двигателя. Помимо этих важных отличий есть и компоновочное отличие. У 16ти клапанного двигателя, в отличие от 8ми клапанного, разнесены впускной и выпускной тракты по разные стороны головки. Это облегчает установку впускных и выпускных коллекторов. Также 16 клапанная ГБЦ имеет большой потенциал для тюнинга.

 Итак, делаем из этого:

Вот это:


Если Ваш автомобиль оснащен 8 клапанным инжекторным двигателем ВАЗ 2111, 21114, 21116, не стоит сразу бежать и покупать новый 16 клапанный двигатель. Можно модифицировать ваш двигатель, проведя замену головки блока на 16 клапанную. При этом также потребуется замена поршней на 16 клапанные (21124, 21126) и удлинение нескольких проводов к датчикам. Попутно можно перейти на легкую ШПГ, при этом коленвал остается родной. А также можно провести увеличение рабочего объема двигателя, заменив коленвал и проведя манипуляции с ШПГ.

Для проведения данного мероприятия понадобятся некоторые детали: 

1. ГБЦ 2112, 21124, 21126 в сборе (покупка БУ очень экономит бюджет (6 - 10 тыс.р.), а покупка БУ двигателя-донора в сборе с последующей реализацией ненужных деталей очень-очень экономит бюджет -20 - 25 тыс.р.). 

2. Кожух ГРМ (был на доноре) 

3. Ролики ГРМ

4. Ремень ГРМ 2112 (заказан усиленный комплект Гейтс ремень с роликами - 1500 р.)  

5. Водяной насос 2112 (ТЗА - 580 р.) 

6. Рампа топливная голая с трубкой (была на доноре) 

7. Проводка форсунок (была на доноре) 

8. Поршни 21124, 21126 (у меня легкая ШПГ со 126 поршнями - 2000 р.) 

9. Пальцы поршневые (при необходимомти)

10. Стопорные кольца (при необходимости)

11. Болты гбц 2108 (потребуется доработка по длине)

12. Ресивер впускной (был на доноре)

13. Прокладка выпускного коллектора (21124 металл - 100 р.)

14. Выпускной коллектор (паук 4-2-1 - 1800 р.)

15. Прокладка ГБЦ (21126 металл - 400 р.)

16. Щуп масляный (был на доноре)

17. Сапун алюминиевый (был на доноре)

18. Шланг сапуна нижний 2112 (50 р.)

19. Демпфер 2112 (был на доноре)

20. Шкив коленчатого вала 2112 (80 р.)

21. Крышка клапанная (была на доноре, лучше использовать крышку 2112, там оставлено место для модуля зажигания)

22. Шкивы ГРМ (были на доноре, куплены разрезные - 850 р.)

25. Свечи зажигания 2112 (350 р.)

26. Болт коленчатого вала (50 р.)

27. Болты распределительного вала (были на доноре)

28. Шайбы болта распределительного вала (были на доноре)

29. Болты клапанной крышки (были на доноре)

30. Гайки роликов ГРМ (были на доноре)

31. Шайбы роликов ГРМ (20 р.)

32. Дистанционные шайбы 4мм под ролики (требуются при использовании ГБЦ 21126, с 2112 не используются)

33. Провода высоковольтные 2112 (800 - 1200 р.)

34. Болты крепления кожуха грм (были на доноре).

При установке 16 клапанной головки надо учесть несколько моментов. Болты, которые притягивают головку к блоку цилиндров, отличаются в 16-ти клапанном варианте от 8-ми клапанного длиной и диаметром. А так как у нас блок цилиндров от одного двигателя, а головка от другого, то нам понадобятся модифицированные болты. Эти болты имеют диаметр как 8-ми клапанный болт, а длину — как 16-ти клапанный. Для того, чтобы эти болты прошли в отверстия 16 клапанной ГБЦ, необходимо заранее их рассверлить. Помимо отверстий в ГБЦ также дорабатываются отверстия в прокладке головки блока цилиндров, т.к. в ней отверстия под болты тоже могут быть маленькие. Устанавливая толстые болты, вы сразу увеличиваете надежность своего двигателя.

Перед установкой самой головки блока цилиндров устанавливаем нужные поршни. В некоторых более старых моторах с завода были установлены шатуны старого образца с пальцем под запрессовку, их придется заменить на шатуны нового образца с плавающим пальцем (взять с донора) или менять на шатуны Приоры при использовании 126 поршней. Также очень желательно врезать в коренные опоры блока двигателя масляные форсунки охлаждения поршней, которые стоят на всех 16 клапанниках ВАЗа.   

После того, как мотор собран, необходимо немного доработать проводку. Из-за того, что некоторые датчики немного смещены на 16ти клапанном моторе, нужно будет удлинить провода до них. ЭБУ остается родной (в данном случае Я 7.2), катушка зажигания подключается к свечам посредством высоковольтных проводов ВАЗ 2112.

Также, в данном случае установлены тюнинговые распредвалы УСА 8,9 280, форсунки Дека-ЗМЗ, паук 4-2-1 и резонатор на 51 трубе и ГБО 4-го поколения.

После всех доработок и выставления оптимальных перекрытий распредвалов проведена онлайн настройка программы управления двигателем Дутка Максимом (г. Белгород). В результате получился бодрый повседневный двигатель с отсечкой в 7500 об.мин. и мощностью около 130 л.с. и как следствие прежний газовый редкутор перестал справляться и пришлось его менять на более мощный (до 130 КВТ) и в итоге подкапотка выглядит так (адсорбер удален и поставлена верхняя гитара):



Тюнинг двигателя городского ВАЗа

Используя автомобиль ежедневно, многим автолюбителям хочется улучшить его характеристики. И не у всех есть возможность повысить крутящий момент двигателя за счет установки турбонаддува,  потратив примерно 100000 руб.
Выделиться из толпы возможно и с более скромным бюджетом и в идеале совместить тюнинг с ремонтом (капремонт двигателя "под ключ" обойдется в 13760 р, а совместно с тюнингом 19800 р). Атмосферные двигатели хорошо поддаются тюнингу, и выбор его вариантов велик. Проведя комплекс работ с довольно скромным бюджетом Вы будете доминировать на дороге среди отечественных машин и спокойно уезжать со светофора от среднебюджетных иномарок.

Для примера, подберем тюнинг запчасти для переднеприводного автомобиля ВАЗ с восьмиклапанным инжекторным двигателем ВАЗ-2111. 
Для того, чтобы не тратить большие суммы денег на работу, мы не будем использовать запчасти для установки которых требуется снятие двигателя и его разборка. Так как автомобиль будет использоваться в городе, то для нас основная задача - поднятие мощности и расширение рабочего диапазоана двигателя без потери хорошего крутящего момента в зоне низких и средних оборотов . С этой задачей отлично справяться распределительные валы с подъемом клапана до 11 мм с фазой открытия клапана до 270 градусов.
Если сравнить распределительные валы с более узкой и более широкой фазой, то на практике получается, чем показатель фазы больше (шире), тем больше отдача в диапазоне высоких оборотов. Валы с большим подъемом и широкой фазой позволяют получить максимальную отдачу от мотора на верхах, что необходимо для спорта (например дрэгрейсинг с применением соответствующего ряда в КПП, позволяющего реализовать показатели "верхового" двигателя), но при этом получается неровный холостой ход, характерный "бубнящий" выхлоп и потеря крутящего момента на низких оборотах. Это делает неудобной повседневную эксплуатацию такого автомобиля, хотя некоторые энтузиасты умудряются ездить по пробкам и буксировать автомобили на сильно заряженных ВАЗах.
Для правильной работы тюнингового распредвала устанавливается разрезной шкив ГРМ, который позволяет правильно выставить положение распредвала относительно коленвала, точно настроить фазы газораспределения и перекрытия.

После выбора тюнинг распредвала стоит задуматься о том, что с увеличением хода клапана увеличится и наполнение цилиндров топливо-воздушной смесью (основная цель тюнинга – это увеличение наполнения цилиндров, что ведет и к увеличению крутящего момента и мощности двигателя), следовательно, нам нужно дать возможность зайти большему количеству воздуха через впускной тракт двигателя и больше отработавших газов вывести из цилиндров через систему выхлопа.

Для этого надо доработать впуск, выпуск и увеличить проходное сечение каналов головки блока цилиндров и оптимизировать форму камер сгорания. Также важно обеспечить правильное сопряжение коллекторов с ГБЦ. Для обеспечения работы "незлого" распредвала на верхах неплохо поставить тюнинговый впускной рессивер с длинными "рогами" и "дудками".
Во впускном тракте стандартного двигателя установлена дроссельная заслонка которая имеет диаметр 46 мм. После наших доработок ее можно заменить на тюнинговую заслонку, которая имеет больший диаметр и, следовательно, большую пропускную способность. Для этой цели отлично подойдет дроссельная заслонка диаметром 54 мм.
Для лучшего отвода выхлопных газов нам понадобится заменить штатный выпускной коллектор на тюнинг коллектор, который на сленге из-за своей формы называется «паук». Оптимальная конструкция тюнингового паука – это 4-2-1. Эти цифры означают, что четыре трубы от каналов ГБЦ переходят в две трубы, а затем в одну. Такая конструкция отлично подходит для тюнинговых двигателей ВАЗ и позволяет выдавать хорошие показатели момента в широком диапазоне оборотов, именно к этому мы стремимся.

Установив эти комплектующие и проведя настройку электронного блока управления двигателем в режиме онлайн, возможно выйти на показатели мощности до 115 л.с. (с тюнинговым рессивером макимальная мощность может дойти до 130 л.с., что потребует замены форсунок на более производительные) и получить увеличение крутящего момента двигателя на 15 – 20%. 


 
Список возможных доработок серийного автомобиля с примерными ценами на тюнинг комплектующие
(на примере 8 клапанного двигателя).


Двигатель:

Тюнинговый распредвал (от 4000 р)
Разрезной шкив (от 350 р)

Тюнинговая ГБЦ (от 12000 р) или доработка имеющейся ГБЦ (от 5500 р):
Диаметр впускных/выпускных каналов ГБЦ 32/29 мм.
Диаметр впускных/выпускных клапанов 37/31,5 мм.
Клапаны  - доработанные облегченные (от 1800 р)
Диаметр стебля клапана 8 мм у тарелки 7 мм.
Верхние тарелки пружин ГБЦ – дюраль (легче стандартных на 55%) (от 900 р)
Направляющие втулки ГБЦ – бронза (от 600 р)
Пружины ГБЦ – стандартные (или 2108 внешняя + 2101 внутренняя с заменой нижней тарелки)
Пружины для распредвалов с экстремальным подъемом - Шрик (от 5000 р)
Обработка седел ГБЦ с дополнительными фасками.
Выставление преднатяга пружин ГБЦ и контроль хода пружин до смыкания витков на выбранном распредвале.
Доработанная камера сгорания ГБЦ.
Степень сжатия - по желанию заказчика.

Впускной рессивер увеличенного объема (от 4000 р)
Дроссельный патрубок увеличенного диаметра (от 800 р)
Воздухофильтр нулевого сопротивления (от 800 р)
Топливные форсунки повышенной производительности (от 2500 р)

Мотокомплекты увеличения рабочего объема двигателя (от 6000 р)
Разричные варианты коленвалов, шатунов, поршней, увеличивающие ход поршня.

Индивидуальная настройка ЭБУ онлайн  (от 3500 р)

Заливка готовой прошивки (чиптюнинг) (от 1500 р)

Выпускная система:
Выпускной коллектор 4-2-1 или 4-1 (от 1800 р)
Гофрированный компенсатор колебаний (от 400 р)
Прямоточный резонатор увеличенного диаметра (от 1800 р)
Прямоточный глушитель (от 1800 р)

Есть готовые комплекты выпускной системы диаметром 51мм, собираемые без применения сварки и болгарки.

Доработка КПП.
Главная пара 4,13 (от 4000 р)
Тюнинговый ряд со сближенными передачами (от 10000 р)
Самоблокирующийся дифференциал (от 5500 р)
Облегченный маховик (в последнее время от их установки стали отказываться или облегчать незначительно)(от 2000 р)
Короткоходная кулиса для уменьшения хода включения передач (от 900 р)
Жесткий карданчик штока выбора передач, ограничивающий поперечные люфты рычага КПП (от 350 р)


Также очень неплохо (положа руку на сердце - очень желательно):

Улучшить тормоза.
Усилить кузов и ходовую.
Заменить подвеску.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse